«Угрозы ограничения транзита через Литву это их единственное средство давления на РФ...»
Андрей Колганов

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о том, что нормой в России должно стать рождение женщинами детей как можно раньше по достижении возраста совершеннолетия.
«Не надо все откладывать на потом. „Потом“ может уже и не случиться — по медицинским и по другим показателям», — заявила, в частости, она, добавив, что в плане суммарного коэффициента рождаемости тенденция в России отрицательная.
«Мы огромная страна. И, конечно, численность нашего населения должна быть существенно больше» — резюмировала он подчеркнув, что, помимо объективных причин у нынешней тревожной ситуации с демографией в России есть и субъективные, которые уходят корнями в «лихие 90-е», когда россиян пытались «перечипировать» с точки зрения смены ценностей, переноса акцентов с того, чем мы всегда дорожили, — семьи и детей, — на то, у кого «круче» машина, квартира и так далее.
Такое вот кино: Запрет на «неправильные» фильмы — еще одна игрушка для ретивых чиновников
Соответствуют ли «Брат», «Жмурки», «Бригада» и прочее духовно-нравственным ценностям России?
Благодаря тому, что целый ряд СМИ в погоне за просмотрами предпочли подать этот фрагмент большого ее интервью под заголовком «Матвиенко призвала россиянок рожать в 18 лет», в соцсетях эти высказывания были восприняты крайне негативно.
«Где же раньше все эти годы была с такими высказываниями Валентина Ивановна? Уж кому-кому, да только не ей указывать россиянкам, что те, как только достигнут возраста совершеннолетия, прям по шестому сигналу из радио бросались рожать направо и налево, сама-то родила только в 24, да и то одного», — таков общий тезис высказываний обывателей по этому поводу.
Некоторые tg-каналы, привязавшись к реплике Валентины Матвиенко о том, что ранее рождение детей «нормой должно стать», принялись рассуждать об отсутствии условий для этого. Авторы некоторых из них, помимо прочего, отметили, что фраза спикера Совфеда о том, что иметь детей должно быть модно, дескать, звучит так, как будто эту моду должны запустить сами россияне.
«Волонтеры же помогают армии. Пусть они и запускают «тренд на деторождение», — высказалась, в частности, актриса и общественный деятель Яна Поплавская. — Если бы эту фразу сказал кто-то другой, не спикер Совета Федерации, столько вопросов бы не возникло, наверное. Но когда об этом говорит третье лицо в государстве, то надо добавлять «нужно «запустить тренд на деторождение, а государство для этого сделает всё: бесплатное или хотя бы доступное жильё, ясли и детский сад для каждого ребенка, бесплатные кружки и секции, бесплатные летние лагеря, автомобили для многодетных семей, гарантированное обучение и трудоустройство молодых родителей. А одними призывами демографию не поправишь».
Все это, конечно, во многом справедливо, но…
— Валентина Матвиенко, на мой взгляд, хотела обратить внимание прежде всего на то, что нынешний сдвиг рождений первых детей к 30 годам, по сути, автоматически закрывает возможности для решения демографической проблемы в стране, — отметил в беседе с «СП» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
— Потому что если первого ребенка женщина рожает сейчас, условно говоря, в 29 лет, то второго — в лучшем случае в 34−35. В этом возрасте уже появляется колоссальное количество медицинских показаний, которые осложняют рождение ребенка, да сами мамы все-таки уже становятся не такими проворными и энергичными, какими они были в 25 лет.
Так что, на мой взгляд, главный смысл призыва Матвиенко заключался в том, что нам в России надо кардинально снизить возраст первых рождений.
Чтобы мы серьезно что-то могли обсуждать, этот возраст должен быть снижен с нынешних 29 лет до 23−24 лет. Вот суть вопроса.
«СП»: Почему это так важно?
— А без этого мы не сможем реально решать демографическую проблему в стране. Единственный способ ее решить, то есть прекратить вымирание русских людей как таковое, — сделать так, чтобы как минимум половина всех семей в России были трех-четырехдетными. И первый шаг в этом направлении - сдвиг среднего возраста первородящих матерей до уровня 23−24 года.
«СП»: Каким образом это можно сделать?
— Очень просто — нужен культ такой модели семьи. Должна быть прогрессивная шкала в отношении таких семей в отношении абсолютно ко всему. То есть чем больше детей, тем больше выплат.
Больше материнский капитал, больше всякого рода вычетов НДФЛ. Может быть, для таких семей они вообще могут достигать 100%. Жилье для них должно быть, на мой взгляд, хотя бы на 75% бесплатное. Автомобили для таких семей тоже неплохо бы предоставлять с ощутимыми скидками.
Вот тот курс, о котором можно серьезно говорить. Все остальные разговоры на тему демографии никак не повлияют на решение демографической проблемы России.
«СП»: Которая, судя по частоте ее поднятия в обществе, уже слишком остра?
— Если мы не ее сейчас не решим, то к концу столетия нас останется 70 миллионов человек, то есть коренное население страны, которая имеет самую большую в мире сухопутную территорию, уполовинится. Даже убирая в сторону конкретный этнодемографический состав такого населения, это проблема, ведь вокруг России будет порядка десяти околомиллиардных цивилизаций.
Самое выживание России и русских в данной ситуации будет, на мой взгляд, попросту невозможным. И это не пессимистический сценарий, а прогноз ситуации, развитие которой происходит вне реальных демографических мер.
Сергей Караганов: «Ядерное оружие — это оружие мира»
Если кто и начнет Третью мировую — так только Европа, у нее в этом богатый опыт
«СП»: В этом свете сценарий пессимистический будет выглядеть еще более удручающим. Может, об оптимистическом сценарии тогда поговорим?
— Он предельно прост — за 100 ближайших лет нам нужно тоже стать миллиардной цивилизацией. На всем материком пространстве Евразии нам необходим русский миллиард" как воздух. И заявление Матвиенко всего лишь один очень маленький шажочек на этом большом пути.
«СП»: Нам нужен именно русский миллиард? А мы сможем такими маленькими шажочками дойти к концу века, четверть которого мы уже прожили, до такого показателя?
— Совершенно очевидно, что едва ли уложимся в оставшиеся 75 лет такими темпами. Но, повторюсь, этот «шажочек Матвиенко» очень важный, потому что нам очень нужна системная государственная дамографическая политика, которую, на мой взгляд, так и надо назвать — «Русский миллиард».
Все остальное — пустое разглагольствование, которое, по сути, просто вычеркивает русских из истории человечества.
Под «русским миллиардом», оговорюсь, я подразумеваю не условных ряженых в этнографических кокошниках, а всех тех, кто составляет народ России в целом, тех, кто любит Россию и все русское, тех, на ком зиждется Россия как минимум 1200 только летописных лет, то есть русских по духу.